Как написать анализ стихотворения? — краткий план

На начальном этапе анализа стихотворения требуется определить его содержание, чувства и ощущения. Далее следует выяснить свойства эмоций и идей, проявленных в поэтичной работе:

  • оценить главный поэтический персонаж (образ, в котором проявлены эти ощущения);
  • определить композицию стихотворения;
  • установить объект описания и его взаимосвязь с лироэпической мыслью;
  • проанализировав, какая конкретно лексика используется(простонародная, либо книжно-литературная), определить лексический рисунок;
  • отметить особенности ритмики, ее однородность или наоборот, неоднородность;
  • установить звуковой рисунок, интонации;
  • установить особенности применения изобразительных средств автором, скупое, или наоборот, интенсивное.

План анализа стихотворения

1. В первую очередь смотрим на название произведения, и кто его написал.

2. Изучаем историю написания произведения,

в какой период было написано, известен ли повод написания, кому именно было посвящено, есть ли конкретные прототипы у литературных героев.

Исследуется, насколько важным является это стихотворение в творчестве поэта, насколько значимым является среди его произведений, а также среди подобных творений с похожим сюжетом и структурой.

3. Тема литературного произведения.

Устанавливается основная тема произведения, чему она посвящена.При принадлежности автора к какой-либо литературной группировке назвать примеры, доказывающие это, подтвердить цитатами из текста.
Тематика может быть довольно разнообразной: это и пейзаж, и довольно распространенная любовно-интимная, и общественно-политическая, и философская. Стихотворения могут быть написаны как с использованием сюжетной линии(образы событий), так и без нее(образы чувств);

4. Установление художественных средств, используемых автором.

В зависимости от предпочтений автора, используемая лексика может быть разной: бытовой(повседневной), с использованием архаизмов, публицистическая, литературная.

5. Композиция.

Довольно важное значение имеет композиция. Для ее полного рассмотрения следует:

  • — установить основное чувство, ощущение, душевное состояние, сказавшееся в лироэпическом работе;
  • -установить согласованность композиционного построения, подчиненность формулированию определенной идеи;
  • -уяснить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении(существующий конфликт главного персонажа с собой, его внутренняя несвобода);
  • -установить, какая именно жизненная ситуация могла вызвать эти переживания;
  • -установить эмоциональный рисунок лироэпического произведения, определить ключевые части стиха;

Далее следует установить, как соотносится примененное деление на строфы произведения с его смыслом, противопоставляются ли они между собой. Что представляет собой строфа в тексте-законченную мысль, или же продолжает общую мысль стихотворения. Насколько раскрывается мысль стихотворения в последней строфе, содержится ли в ней какой-либо вывод.

Определение композиции: размера, ритма, рифмы.

Виды стихотворного размера:

  • -амфибрахий;
  • -акцентный стих;
  • -анапест;
  • -дактиль;
  • -дольник;
  • -3-х стопный хорей;
  • -4-х стопный ямб;
  • -дольник.

Используемые стихотворные рифмы: парная, кольцевая, перекрестная. При анафоре используется совершенно одинаковое начало строк, для ритма используется дополнительная рифма в начале стиха. Основной акцент при использовании переносов делается на переносимом слове.

6. Использование поэтической лексики.

Следует определить динамичность применения отдельных групп слов обыкновенной лексики-синонимов, омонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов. Затем требуется узнать границу приближения лироэпического стиля с разговорным, установить особенности и динамичность применения тропов.

Тропами обозначаются слова и обороты, которые используются не в непосредственном значении, а в переносном:

  • -аллегория-иносказательная картинка абстрактного понятия или явления;
  • -гипербола, или образное преувеличение;
  • -ирония-тайная насмешка, сарказм;
  • -литота-образное преуменьшение;
  • -метафора-тайное сопоставление, выстроенное на схожести или контрасте каких-либо явлений, в коем фразы «как», «словно» — не применяются;
  • -параллелизм;
  • -сопоставление;
  • -эпитет, или образное определение.

7. Звуковой состав

Анализируется применение звукозаписи, звукоподражаний-голосовых повторов, формирующих особенный фонетический «рисунок».

  • -аллитерация-воспроизведение схожих согласных;
  • -анафора-воспроизведение фразы либо групп фраз в начале нескольких тирад либо строф;
  • -эпифора построена как противоположная анафора, слова повторяются в конце тирад или строф;
  • -ассонанс-использование повторения гласных;

8. Стилистические фигуры

При анализе исследуется художественный синтаксис произведения (его приёмы либо формы лироэпической выступления):

  • — антитеза, или противопоставление;
  • -градация- к примеру: яркий — бледноватый — едва лишь заметный;
    умолчание-незавершенное, внезапно прерванное предложение, с неполностью высказанной идеей, читатель домысливает ее сам;
  • -обращение, риторический вопрос-призваны повышать внимание читателя к проблеме и не требуют от него ответа;
  • -повторы-рефрен;
  • -инверсия-написание текстов с явным нарушением синтаксиса в предложении(необычный порядок слов).

9. Образ героя произведения, авторское «Я».

При подробном анализе устанавливается, от чьего имени осуществляется повествование, от лица автора либо от лица персонажа. Насколько важной фигурой является сам автор, представляет ли какую-либо значимость или нет.

10. Жанр.

Стихотворение может быть написано в самых различных жанрах:

  • -эпиграмма, или насмешливый, ироничный портрет;
  • -ода;
  • -поэма;
  • -баллада;
  • -роман в стихах;
  • -песня;
  • -посмертное стихотворение(эпитафия);
  • -элегия-печальный стих, чаще всего повествующий о влюбленности.

11. Исследуется литературная направленность стихотворения

к какому конкретно жанру оно относится: к реализму, романтизму, символизму, акмеизму или же к футуризму, модернизму, сентиментализму.