Как написать анализ текста — план

«В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию» (Гегель).

Поэтому рассуждая о художественной литературе стоит заметить, что в тексте нет ничего лишнего, чего бы автор не наполнил смыслом и чего невозможно было бы проанализировать.

Лингвистический анализ текста разработан для раскрытия и представления идеи, лежащей в основе книги, и авторской точки зрения по отношению к созданной писателем реальности. Чтобы подробно анализировать текст нужно учитывать и исследовать разные его уровни, а порядок их разбора зависит от специфики конкретного произведения и особенностей таланта автора. Ниже приведены: краткий план и вспомогательные материалы.

Краткий план анализа текста:

  • 1. Факты о создании книги.
  • 2. Проблематика (тема) и идея.
  • 3. Композиция. Краткий сюжет.
  • 4. Герои их характеристика и значение в книге.
  • 5. Жанр. Особенности языка, используемые автором (на уровне лексики, синтаксиса, фонетики и морфологии).
  • 6. Средства выразительности. Их значение.
  • 7. Ритмика, трофика, размер стиха (пункт для стихотворений).
  • 8. Влияние произведения на русское и мировое литературное сообщество.
  • 9. Личная оценка или субъективное мнение.

Текст, его признаки, тип речи, стиль речи

1. Текст. Его основные признаки:
— Единство всех его частей (тематическое и композиционное);
— Связь между предложениями, которая осуществляется с помощью разных уровней языковых единиц;
-смысловая цельность (задается темой);
— раскрытие авторской темы и идеи (завершенность).
2. Типы речи:

ПОВЕСТВОВАНИЕ

— ‘‘рассказ’’о каком-либо событии, реалии;
— соблюдение временной последовательности;
— завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
— последовательность повествования может быть прямой или обратной;
— отвечает на вопросы: что? где? когда? ;
— жанр: рассказ, сказка;
-слова-связки: однажды, вдруг, сначала, потом, далее, в конце.

ОПИСАНИЕ

— поверхностное представление о объекте и его характеристика;
— одновременность предложений;
— общее рассмотрение предмета, частные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение;
— отвечает на вопрос: какой? ;
— жанр: зарисовка;
— слова-связки: перед нами; в центре; слева от; правее; вдали.

РАССУЖДЕНИЕ

— изложение, разъяснение, опровержение какой-либо мысли;
— причинно-следственная связь предложений;
— ставится тезис, выдвигаются аргументы, делается вывод;
— текст отвечает на вопрос: почему? ;
— жанр: заметка, статья, доклад, выступление;
— слова-связки: я думаю; мне кажется; на мой взгляд; во-первых; следовательно; таким образом.

3. Стили речи:

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ (разговорная речь)

— главная функция: неформальное общение участников речи;
-сфера употребления: бытовая;
-экспрессивность слов, частое употребление фразеологизмов, междометий;
— синтаксическая упрощенность, форма диалога;
— субъективность (личная оценочность содержания), возможная логическая непоследовательность;
-неофициальность, использование мимики и жестов.

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (книжная речь)

— главная функция: эстетическая и коммуникативная;
-сфера употребления: эстетическая (общение посредством художественной литературы) ;
-образность, эмоциональность, многостильность;
-употребление всех типов речи;
— варьирование лексики разных пластов-книжной, высокой, сниженной, разговорной;
-использование всевозможных средств выразительности языка.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (книжная речь)

— главная функция: информативная и воздействующая (сообщение новостей, пропаганда);
-сфера употребления: массовая коммуникация;
— побуждение к действию, эмоциональность, агитация;
— термины, понятия из областей, представляющих общественный интерес;
— восклицательные, побудительные предложения, риторические вопросы;
-использование оценочных суффиксов.

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ (книжная речь)

— главная функция: точная передача деловой информации;
-сфера употребления: официальная;
— точность изложения, сжатость, компактность изложения, лаконичность;
— употребление стандартных, общеупотребительных оборотов(клише);
-включение в текст сложносокращенных слов, аббревиаций;
— использование отглагольных существительных (предписание, выполнение);
-неэмоциональность, свойственен прямой порядок слов.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ (книжная речь)

— главная функция: информативная;
-сфера употребления: научная деятельность;
-отсутствие образных средств;
-достаточное количество специальной лексики, понятий и терминов;
— употребление сложной конструкции предложений, повторяемость ключевых слов.