Как правильно написать книжную аннотацию

Так сложилось, что большинство издательств требует от своих авторов не только текст произведения, но и аннотацию к своему творению. Это стало обязательным требованием, таким же как и автобиография или приложенный синопсис. В какое издательство вы не обратитесь, везде вас встретят с такими требованиями.

Закавыка в том, что самый важный PR ход оказывается во власти самого творца. И этот самый творец зачастую не знает, с какой стороны подойти к написанию аннотации.

Представляется, что проблема в том, что автор сам порой не знает что же такого интересного в его детище. Что является изюминкой, а что лучше припрятать на дальних страницах. И автора можно понять, для него важна каждая буковка, каждый абзац и предложение. Ведь сколько мучений и творческих страданий положено в основании рукописи.

Что может спасти в такой ситуации? Только свежий взгляд профессионального читателя или редактора. Хорошенько поразмыслите над информацией – что в вашем произведении пришлось читателю по нраву, а что оставило в недоумении. Все удачные моменты, которые озвучат большинство тестеров, обязательно осветите в своей аннотации.

В чем же смысл аннотации и её значение?

По сути, аннотация это коротенький пересказ текста, который размещают на странице около выходных данных. Зачастую, этот же кусочек описания помещают и на самой обложке сзади. Можно сравнить аннотацию с рекламным предложением, где автор выступает в роли продавца, предлагающего нам свой товар.

Годная аннотация – это не банальный пересказ сюжета. В ней спрятаны специальные «крючки», призванные поймать читателя. Заинтересовать его в необходимости приобрести именно этот том, из сотни похожих, лежащих рядом. Достаточно лишь немного заинтриговать человека и шансы на продажу экземпляра повысятся неимоверно. Очаруйте его, пообещайте сказочное путешествие в страну Воображения. Если, конечно, у вас хватит на это мастерства.

Что необходимо добавить в аннотацию?

  1. Хронотоп. Время и место повествование. И желательно сразу предупредить о жанре, чтобы не вводить в заблуждение потенциального фаната.
    «2059 год. Планета Зелиберда. Поселение диких аборигенов»
  2. Проблематика произведения и его интрига. Что там происходит, почему это интересно? Кто будет влиять на сюжет?
    «Земные колонизаторы полны решимости и намерены обучить аборигенов грамоте»
  3. Кто у нас главное действующее лицо? В чем его тайна?
    «Петя Пупкин – главный земной разведчик. Он твердо убежден, что с помощью своего ораторского дара убедит короля аборигенов присоединиться к Федерации планет»
  4. Испытания, которые появятся на пути у героя. Как он сможет их преодолеть?
    «Но император Земли не доверяет Пупкину. Он тайно посылает Васю Тяпкина, чтобы он помешал Пете встретиться с аборигенами»
  5. Мотивация персонажей, связанная с раскрытием сюжета.
    «Тайна Васи в том, что он уже был на Зелиберде и тайно влюблен в дочь короля аборигенов – светлоокую и восьмирукую Гундрилу»
  6. Те самые «крючки», призванные создать дополнительную интригу и отделить эту книгу от остальных подобных.
    «И вот два героя готовы столкнуться друг с другом в решающей битве. Но они еще не знают, что на самом деле светлоокая Гундрила не та, за кого себя выдает. Или, не тот? Что еще скрывает планета Зелиберда?»

При всех этих требованиях, необходимо составить аннотацию так, чтобы она не превышала полудюжины коротеньких фраз. Стало быть, главное качество при её написании – уметь убирать лишнюю воду из текста, правильно строить предложения.

В идеале у вас получится плотный абзац, с кратеньким изложением истории и лаконичным портретом главного действующего лица. И самое важное – определитесь, какую информацию вы готовы предоставить читателю, а какую спрячете в самых вкусных местах книги. Пробуйте поймать читателя на те самые «крючки» интриги.

Нюансы при написании аннотации.

Насколько бы вы не были уверенны в мастерстве своего слога, не хвалитесь им. Дайте читателю самому сделать вывод.
Никогда не вставляйте в качестве аннотации отрывок из книги. Он не даст никакого представления о книге, а скорее только собьет покупателя с толку.

Не забывайте, чем проще и доступнее написана аннотация, тем удачнее будут продажи. Широта аудитории – один из главных факторов, которые нужно учитывать при написании бестселлера.

Усвойте одно: аннотация – самая первая и самая важная из реклам вашего творения. Большинство приобретает книги, именно идя на поводу интригующей аннотации. Приложите чуть больше усилий к её написанию и плоды не заставят себя ждать.

И в заключении надо отметить, в чем же минус слабых аннотаций, сделанных ради галочки. Потенциальный покупатель, по сути, берет на себя риск приобрести нечто неизвестное, «кота в мешке». Тем более, если вы – начинающий писатель. Единственным путеводным знаком для нового читателя является только аннотация. И именно ей он поверит, выбирая между несколькими вариантами покупки. Напишите же её так интересно и вкусно, чтобы у потенциального читателя не осталось сомнений, что именно в вашей книге он найдет все то, что ищет в литературе.