Важные Тропы и стилистические фигуры – список

При анализе средств художественной выразительности, важно различать тропы – обороты речи, основанные на употреблении слов в переносном значении (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение и др.), и стилистические фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения (анафора, эпифора, антитеза, градация и др.).

Метафора (греч. metaphora — перенос) – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение на основании общего признака. Метафора – одно из самых ярких средств выразительности (закат пылает, солнце садится, ветер свистит), поэтому является наиболее распространенным тропом среди авторов.

Вот охватывает ветер
Стаи волн объятьем крепким
И бросает их с размаху
В дикой злобе на утесы,
Разбивая в пыль и брызги
Изумрудные громады.
(М.Горький)

Метонимия (греч. metonymia – переименование)– это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. «Шипеньепенистых бокалов и пунша пламень голубой.» (А.Пушкин) В метонимии «шипенье бокалов» подразумевается шипение содержимого бокалов.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый (И.Крылов)

Синекдоха (греч. synekdoche – соотнесение) – разновидность метонимии, основанная на переносе значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части и наоборот.

Пуще всего береги <…> копейку. (Н.Гоголь)

Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) – намеренное и явное преувеличение, с целью усиления и подчеркивания мысли, например «я тебе в сотый раз повторяю».

Литота (греч. litotes — простота, малость) – преуменьшение размеров, силы, таланта, красоты описываемого.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

Перифраз (греч. periphrasis – иносказание) – замещение слова или группы слов описательным оборотом, в котором указаны свойства или признаки неназванного прямо предмета или лица

(автор романа «Война и мир» вместо Л.Толстой).

Олицетворение (персонификация) – разновидность метафоры, основанная на переносе свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Лермонтов)

Сравнениетроп, подразумевающий сравнительный оборот, выражающийся через сравнительные союзы «будто, словно, точно, как» или сравнительную степень прилагательного.

Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С.Маршак)

Аллегория (греч. Allegoria – иносказание) – иносказательное художественное изображение абстрактной идеи с помощью похожего образа. Чаще всего аллегория встречается в сказках, баснях, где персонажи наделяются человеческими способностями или пороками

(муравей – трудолюбие, стрекоза – легкомыслие, свинья – невежество, ягнёнок- кротость).

Гротеск (франц. grotesque – причудливый, комичный) – троп, основанный на преувеличенном контрасте фантастики и реальности, трагедии и комедии, карикатурности и правдоподобности.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)

Ирония (греч. ironeia – притворство) – насмешка, противопоставление буквального смысла слов их истинному значению.

Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз” (Марк Твен)

Сарказм – разновидность сатирического изобличения, беспощадная и язвительная насмешка в резкой форме.

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет! (А.Грибоедов)

Ассонанс (франц.assonance – созвучие) Повторение похожих гласных звуков, создающее определенный звуковой образ.

«О, весна без конца и без краю. Без конца и без краю мечта…» (А.Блок)

Аллитерация – повторение в поэтическом тексте похожих согласных звуков

Вот дыра у ребра – это след от ядра. (В.Высоцкий)

Аллюзия (лат. allusio – шутка, намек) – художественный образ, заимствованный из мифологии, библии или произведений другого автора, Проводя параллель между собственным произведением и известным литературным творением, автор «намекает» на их сходство.

Анафора (греч. anaphora – вынесение) – повторяющиеся слова в начале строк или предложений.

«Город пышный, город бедный…». (А. Пушкин)