Как написать сценарий – базовые советы

Каждого человека, любящего кинематограф, порой посещают мысли об идеальном кино, которое он хотел бы увидеть. Но, к сожалению, многие попросту не знают, как начать писать сценарий. В этой статье перечислены некоторые простые советы для начинающих сценаристов.

Начать с концовки

Да, именно с этого стоит начать. Если сценарист не может описать концовку истории к тому моменту, как написал первую треть – скорее всего, он не сможет закончить её вообще.

Так что, начиная писать сценарий, нужно чётко представлять, к какому финалу всё должно прийти. Это также поможет лучше прописать поступки героев, достоверно объяснить их логику и мотивацию. Конечно, совет может показаться нелогичным, но такова уж «кухня» этого процесса.
Поворотные точки и финал

Традиционно в сюжете должно быть две поворотные точки – это, пожалуй, единственное жёсткое правило в деле написания сценариев. Поворотная точка – это некое ключевое для развития сюжета событие, которое определяет всё, что происходит на экране.

Располагать их также следует в чётко определённых местах сценария. Проще всего найти эти места так: сценарий делится на четыре равные части. Первая поворотная точка должна быть после первой четверти, вторая – после третьей. То есть, если предполагаемый фильм будет длится два часа, то первый сюжетный твист должен произойти через тридцать минут экранного времени, плюс-минус две минуты. Этот тот момент, когда герой попадает в стрессовую ситуацию, из которой весь фильм пытается выбраться. Второй переломный момент должен наступить через девяносто минут. Эта поворотная точка расставляет всё по своим местам: с предателей срывают маски, герой решается похитить любимую со свадьбы, космодесантиник входит в логово пришельцев.

Финал при этом не должен быть длиннее пяти минут. Это, наверное, самое сложное: не увлечься рассказами о том, как у героев сложится жизнь «после».
Структура сюжета

Многие именитые сценаристы советуют заранее расставить сцены по местам, а не сочинять сюжет «на ходу». Сделать это довольно просто. Нужно нарезать несколько листов бумаги на одинаковые карточки (по количеству предполагаемых сцен), сделать на них краткое описание того, что должно происходить на экране, и начать раскладывать их на столе по порядку до тех пор, пока сюжетная линия не начнёт наилучшим образом отражать замысел создателя.
Выкидывать лишнее

От лишних элементов необходимо избавляться.

Может показаться, что зритель и не обратит внимания на то, что некоторые моменты фильма «пусты» и просто заполняют экранное время, но это не так. Люди в зале очень тонко чувствуют такие моменты, и даже одна «провисшая» сцена способна испортить впечатление обо всей картине.
Развитие персонажей

Самое сложное правило напоследок: персонаж не должен добраться до финала картины таким же, каким он был в самом начале. Любой фильм – это в той или иной степени рассказ об испытаниях, выпавших на чью-то долю. Даже комедии. Так что персонаж должен расти, учиться смотреть на вещи по-новому, совершенствоваться и делать выводы. Если же он будет всю картину пребывать в одном и том же состоянии – вряд ли его назовут иначе, чем «картонным».

Это, разумеется, далеко не полный перечень того, на что стоит обратить внимание при написании сценария. Но приведённых выше советов должно хватить человеку, решившему впервые испробовать свои силы в этом нелёгком, но увлекательном деле.