Главная страница » советы для школы » Как облегчить адаптацию к школе: 10 советов родителям первоклассников

Как облегчить адаптацию к школе: 10 советов родителям первоклассников

  • by admin

Как облегчить процесс адаптации к школе: 10 советов родителям первоклассников.

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его семьи. И сам первоклассник, и его родители хотят, чтобы он хорошо учился и ходил в школу с удовольствием. Но начало школьной жизни – это стресс. Жизнь ребенка меняется, появляются новые требования и обязанности, возрастает нагрузка, изменяется отношение к нему родителей. Что сделать, чтобы первые школьные дни прошли гладко, а стресс и проблемы не переросли в многолетнюю войну с отпрыском, не желающим ходить в школу? Вот 10 советов, которые помогут облегчить адаптацию:

1. Новая обстановка – стресс сама по себе. Поэтому чем меньше неизвестного в первые дни, тем лучше. Обычно дети, идущие в первый класс, знакомы с кем-то из будущих одноклассников, а иногда и с учителем. Если по каким-то причинам ваш ребенок ни с кем не знаком, найдите способ познакомиться. Особенно это важно, если малыш стеснительный или замкнутый.

2. Изучите с ним будущую «среду обитания». Придите вместе в школу, пройдитесь по этажу или корпусу начального звена, посмотрите, где находится туалет, столовая, медицинский кабинет, гардероб. Пройдите несколько раз маршрут до школы и обратно. Конечно, в первые дни первоклассника кто-то будет встречать и провожать. Но вдруг случится что-то непредвиденное? Да и с организационной точки зрения это поможет: вы вместе с ним спланируете, во сколько ему надо будет встать, чтобы успеть позавтракать, одеться и дойти до школы.

3. Проговорите основные правила поведения в школе. Например, хочешь что-то спросить – надо поднять руку. На уроках нельзя разговаривать с соседом – это отвлекает, вы не услышите, что говорит учитель. И т.п.

4. Выбирая школу, помните: первый класс нужен не столько для того, чтобы сразу начать выращивать гения, сколько для того, чтобы ребенок освоился со школой и своим новым статусом. Поэтому как бы не было сильно желание с первого же класса отдать наследника в гимназию, ответьте себе честно: а готов он там учиться? Даже если по интеллектуальному уровню он соответствует сложной программе, в школах такого типа часто высокая нагрузка. Если ребенок быстро утомляется или ослаблен физически – не отдавайте его пока в такую школу, особенно если она находится далеко от дома. Если вы перегрузите его в первые месяцы или он просто окажется не готов обучаться по лицейской программе, результат может быть плачевным – и переутомление, и потеря веры в себя, и отсутствие желание учиться вообще.

5. Так же, как и школу, выбирайте первую учительницу по тому, насколько ребенку будет комфортно учиться у нее. Не зря первых учителей называют «вторая мама». Именно с ней ученик будет проводить значительную часть времени. Поспрашивайте других родителей, чьи дети учатся в этой же школе: «сарафанное радио» – великая вещь. Ориентируйтесь на здравый смысл. Если ваш ребенок робкий и медлительный, активная и требовательная учительница ему вряд ли подойдет, даже если у нее колоссальный опыт.

6. Облегчить адаптацию поможет правильно организованный режим дня. Особенно это касается выполнения домашних заданий. Когда пришло время делать уроки – напомните об этом. В первые дни найдите с ним оптимальный режим. Кому-то дороги от школы до дома хватает, чтобы отдохнуть. Пообедал – и готов за уроки садиться. Кто-то поначалу устает так, что потребуется тихий час. Отдохнул? Помогите организовать рабочее место: куда положить учебник, куда тетрадь, куда ручку, чтобы было удобно. Порядок выполнения заданий тоже зависит от индивидуальных особенностей – кому-то проще сначала сделать сложное задание, кому-то надо начать с простых, чтобы «раскачаться».

7. Если ребенок не может решить пример, спросите, как похожий пример решали в школе. Скорее всего, рассказывая вам, он сам всё вспомнит и решит. Если не получается – объясните. Но здесь есть тонкость: сейчас существует множество программ, некоторые из них предполагают конкретную методику преподавания. Поэтому уточните у педагога, как вы можете дома объяснить непонятный материал.

8. В учебных вопросах главным должно быть мнение учителя: от того, как правильно решать пример, до того, какой ширины должны быть поля в тетради. Если что-то вызывает у вас сомнения (например, кажется, что учитель необъективен или некомпетентен) – решайте этот вопрос с педагогом с глазу на глаз. Но не дискредитируйте учителя в глазах ребенка. Старшеклассники могут успешно обучаться даже в том случае, если у них не очень высокое мнение о педагоге, но они осознают важность предмета. Первоклашки – нет, для них любовь и уважение к учителю и любовь к учебе сплетены воедино. Если ребенок видит, что мама с папой учителя ни во что не ставят – он не будет слушать его на уроках.

9. Не ждите, что у ребенка будет получаться всё и сразу. Вспомните, когда он учился ходить, вы же не говорили ему: ну кто так ходит?! Вы просто радовались вместе с ним его первым шагам. Упал? Ничего страшного, отряхнемся и пойдем дальше. Так и в школе. Не получаются у сына ровные палочки, или дочка никак не запомнит, сколько будет 4+3? Ничего страшного. И палочки получатся, и таблица сложения выучится. Обратите внимание на нюанс: вы не должны говорить, что палочки ровные, а таблица сложения вообще никому не нужна в эпоху калькуляторов. Ваша задача поддержать первоклассника и сказать ему: я в тебя верю, у тебя обязательно получится, главное не опускай руки. А чтобы палочки были ровнее, можно предложить упражнения на развитие мелкой моторики, благо в интернете их множество.

10. Адаптация сильно влияет на поведение. Изменения могут быть и незначительными, и кардинальными. Кто-то становится «буйным», начинает носиться, кричать, грубить. Кто-то «впадает в детство» и дома хочет только играть. Кто-то становится сонливым и вялым. Это нормально. В школе малыш в первые дни изо всех сил старается вести себя хорошо, где ему ещё сбрасывать напряжение, как не дома? Кроме того, родители часто предъявляют более высокие требования к первокласснику, чем к дошкольнику, говоря: ты уже не маленький. Но ребенок не может по щелчку пальцев повзрослеть: 31 августа еще малыш, которому много прощают, а 1 сентября школьник, с которого только требуют. Поэтому в каких-то вопросах стоит наоборот «сбросить» требования. Обнимите ребенка, погасите конфликт шуткой. Относитесь к этим изменениям философски: скоро период адаптации закончится, и всё войдет в обычное русло. Обычно адаптация длится от нескольких недель до полугода. Если после новогодних праздников первоклассник не привык к школе – это повод обратиться к специалисту.

И напоследок: не преувеличивайте важность школьной успешности в первые годы учебы. Наверняка, каждый вспомнит массу примеров, когда ребенок в начальной школе был отличником, а потом скатился на двойки. Равно как и обратные случаи, когда незадачливый первоклассник в старших классах превращался в гордость школы. Главная задача первых школьных месяцев – сохранить уверенность ребенка в себе. А также в том, что школа – место, где у него много друзей и где он узнает много нового. Потому что ученик со средними способностями, который ходит в школу с удовольствием, будет учиться лучше гения, посещающего школу из-под палки.