Впервые отправляя ребёнка в первый класс, большинство родителей считают, что любимое чадо готово к обучению. Но взрослые оценивают готовность отпрыска, опираясь на собственные умозаключения. Для первых важно умение читать, считать и писать. Для вторых — способность быстро и правильно решать элементарные примеры и задачки. Для третьих — начитанность. Для четвёртых — безукоризненное и точное выполнение задания и просьбы старших. Для пятых — умение создавать красоту своими руками. Без сомнений, эти навыки необходимы первокласснику. Но умения ребёнка и особенности его развития — это одна сторона медали, совсем другая — это школы с определённым направлением, например, с гуманитарным или математическим, конкретный педагог, который ждёт определённых успехов от ученика. Есть и другие ученики, с которыми нужно будет сотрудничать на протяжении школьных лет.
Нет общего понятия «готовность к первому году обучения». Всё индивидуально: нужно готовить определённого ребёнка с определёнными способностями, к конкретной школе и конкретному учителю. Но всё же есть стандарты, применимые ко всем будущим первоклассникам.
С переходом в школьную среду изменяется положение ребёнка в обществе, требования к нему, появляются новые возможности для развития его как личности. Самооценка у семилетки правильная и устойчивая, но ребёнок корректнее оценивает результат работы, чем собственное поведение. Уже к семи годам у маленького человека сформированы основные качества:
- — стремление к познанию нового;
- — бесконфликтное общение с ровесниками при правильном семейном воспитании;
- — способность ставить и достигать определённые цели.
Родители, которые заинтересованы в успешном обучении своего ребёнка, стараются готовить его к школе. Но не всем известно, какие качества действительно необходимы первокласснику. Вот некоторые из них:
1. Ослабленному ребёнку труднее приспособиться к новым условиям жизни и деятельности, долго концентрироваться на школьных предметах из-за повышенной утомляемости. Школьные перегрузки осилят только здоровые семилетки.
2. Мелкая моторика — важный компонент при овладении письмом. Развитая общая моторика поможет при беге, прыжках, метании и прочих физических нагрузках.
3. Фобии и страхи — не лучшие друзья первоклассника. Он должен смело смотреть в будущее и не бояться перемен в жизни.
У семилетнего ребёнка должны быть сформированы:
- — стремление узнавать и усваивать новую информацию;
- — активность и любознательность;
- — развитые устная речь и мышление;
- — прочные знания, расположенные в голове ребёнка в определённой системе.
- Неготовность семилеток к обучению выражается в:
- — непонимании роли педагогов и учеников;
- — неумении взаимодействовать с детьми и взрослыми;
- — неадекватном оценивании себя и окружающих.
С какого же возраста родители должны начинать готовить ребёнка к поступлению в первый класс? Доказано, что глубокие знания у малыша могут сформироваться лишь за два года до поступления в школьное учебное заведение. Ни одну из сторон подготовки будущего первоклассника нельзя считать важнее, чем другие. Готовность к школе — результат многосторонней и комплексной работы. Роль семьи огромна в подготовке ребёнка к новому периоду в жизни. Готовность родителей к обучению ребёнка подразумевает:
- — объективную оценку способностей и особенностей чада;
- — умение воздействовать на малыша разными способами в зависимости от ситуации;
- — организацию режима для малыша, чтобы он подходил к требованиям школы;
- — объяснение ребёнку его обязанностей и прав в семье, в детском дошкольном учреждении, в школе.
Важно учесть данные рекомендации при подготовке ребёнка к школьной жизни.